Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

Общество

Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

Главное высказывание обновленного МХАТ имени М. Горького — спектакль «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина — после громкой декабрьской премьеры снова сыграют 26, 27 и 28 января. За прошедшие полтора месяца интерес к масштабному действу не пропал.

В эксклюзивном интервью ФАН один из соавторов постановки, композитор Кузьма Бодров, рассказал, в какой необычной атмосфере рождался спектакль по сюжету, который, казалось бы, по определению невозможно перенести на театральную сцену.

Пошли по пути аскетизма

— Некоторые музыкальные фрагменты сочинялись прямо во время репетиций. Нет ли желания что-то переделать в партитуре ко второму показу?

— Музыкальный материал сочинялся действительно в сжатые сроки. За три месяца до премьеры (12 декабря 2020 года. — Прим. ФАН), в сентябре, пришло понимание того, с кем из артистов будет создаваться спектакль, и были приглашены к участию певица Варвара Котова, бас-гитарист Сергей Калачев (Гребстель) и перкуссионист Петр Главатских.

Работа происходила в необычном режиме: мы впятером, включая заведующего музыкальной частью театра Василия Поспелова, провели несколько встреч-импровизаций, где каждый из нас предлагал авторский нотный текст. Причем какие-то мелодии уже были «в загашнике», а какие-то темы, наоборот, рождались в процессе работы, как говорится, здесь и сейчас.

Мы искали оптимальные сочетания мелодий, тембров, подбирали неожиданные звуковые краски, накладывая на ритмы бас-гитары пассажи на гуслях и маримбе. В нашем мини-оркестре присутствует такой экзотический инструмент как колесная лира, которая чудесным образом сливается с изумительным по красоте вокалом Варвары Котовой. Материал сочинялся на одном дыхании, поэтому из партитуры ничего не выкинешь, равно как и не вставишь.

— Как родилась идея позвать в один проект столь разных исполнителей?

— На первом этапе работы над спектаклем «Лавр» творческая группа — продюсер, режиссер, музыкальный руководитель — устроили мозговой штурм, чтобы решить, кому поручить написать и озвучить музыкальный материал.

Изначально в список включили скрипачей, духовиков, но в итоговом списке оказалось всего три фамилии. С формальной точки зрения, мы пошли по пути аскетизма. Но выбранные нами музыканты обладают безграничным талантом, каждый из них — человек-оркестр. Я об этом знаю не понаслышке.

С Петром Главатских, например, я ранее сделал спектакль режиссера Дмитрия Крымова. Петр — один из самых востребованных в стране ударников. Он открыт к сотрудничеству и приветствует эксперименты, «болеет» современной музыкой. Он прекрасно чувствует пульс времени, заражает своей энергетикой и желанием писать актуальные тексты.

Варвара Котова — музыкант с другой планеты, с удивительным голосом, которому трудно подобрать хрестоматийные определения, ее вокальная техника необычная— это и не народный голос с «белым» звуком, и не академический с обертонами, это — неземной голос, который проникает в душу и наполняет сердце теплотой, а иногда и болью. А когда Варвара берет в руки еще и гусли, то ты буквально утопаешь в райских кущах ее песнопений.

Сергей Калачев — также яркая личность в мире музыки. Он мастерски превратил, казалось бы, обычную бас-гитару в космический орган. До встречи с Сергеем я и не представлял, какое богатство звуковых красок таит в себе обычная бас-гитара. Образовавшийся трехглавый музыкальный дракон в хорошем смысле этого слова стал генерировать креативные идеи, рождать образы, ни на что не похожие.

ЧИТАТЬ  Россиянам рассказали, от каких продуктов лучше воздержаться перед сном

Артисты были открыты для творческих предложений друг другу, никто не сковывал себя привычными стилистическими рамками, а экспериментировал в рамках единой концепции, призванной раскрыть через музыку изначально полифоничный сюжет романа «Лавр».

Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

— «Лавр» — это не первая ваша совместная работа с Эдуардом Бояковым. Он долго вас уговаривал совершить прыжок в неизвестное?

— Летом 2020 года мне позвонил представитель Эдуарда Боякова и сообщил о желании режиссера видеть меня в составе творческой группы, которая формируется для реализации его нового проекта — постановки по роману «Лавр» Евгения Водолазкина.

Понимая, о какой масштабной и интересной работе идет речь, я сразу же ответил согласием. Немаловажную роль в моем решении сыграл тот факт, что с Бояковым я был хорошо знаком — мы встретились на проекте, который вместе делали в рамках Зимнего фестиваля искусств Башмета в Сочи. Речь идет о спектакле «Сочи. Некурортный роман» (премьера состоялась 18 февраля 2020 года. — Прим. ФАН), в котором звучат музыкальные номера и песни, написанные в том числе и мною.

Но если в первой совместной работе с Бояковым я предстал в привычной для себя роли композитора, то в случае с «Лавром» мой функционал оказался шире. Рассматривалось несколько вариантов привлечения меня к постановке. Первый — я пишу всю музыку от начала и до финала. Второй — я подбираю музыку для драматического спектакля из разных источников. Но в итоге остановились на третьем, нестандартном решении.

Я координировал работу трех приглашенных музыкантов. В процессе нашего общения я понял, что авторские куски мне не нужно сочинять. Моя задача свелась к тому, чтобы не мешать импровизировать участникам замечательного трио. Они создавали интересные мелодии, образы, а я был тем камертоном, который в нужный момент мог что-то подправить, подсказать аккуратно, не нарушая творческого процесса. Постепенно из композитора я «смодулировал» в музыкального продюсера. В спектакле «Лавр» нет одного автора музыкального материала, правильнее говорить о коллективном композиторе.

У нас сложилась уникальная команда, мы все такие разные, но выступили в роли единомышленников. Я считаю большим счастьем и удачей, что мы объединились и сделали большую работу с огромным желанием и вдохновением.

— Можно ли сочинять музыку без вдохновения?

— Начальный этап работы над новым сочинением дается, признаюсь, нелегко. Найти музыкальную идею, из которой потом вырастет вся партитура — важнейшая задача. В качестве отправной точки может быть не обязательно мелодия, но и гармония, тембр, интересная «сцепка» нот. Ты отталкиваешься от красивого аккорда, разливающегося затем в звуковые пассажи. Первый рожденный музыкальный материал не обязательно становится первыми тактами опуса.

Произведение можно начинать писать с любого места — с середины и даже финала. На поиск исходной формулы уходит зачастую столько же времени, сколько и на написание всего музыкального материала. Как только зерно найдено, появляется драйв и начинается вдохновенная работа — подключаются все профессиональные композиторские навыки, которые ты усвоил во время учебы и после нее.

ЧИТАТЬ  В России выявили 5195 новых случаев COVID-19 за сутки

Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

Важно встретить «своего» учителя

— В шесть лет вы фактически сами напросились в музыкальную школу. Как так произошло?

— В детстве меня завораживали две вещи — музыка и медицина. Моя мама была врачом, и я одно время даже мечтал пойти по ее стопам. Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом. Совсем маленьким я ходил в госпиталь и часами наблюдал, как делаются перевязки больным. Все проводимые манипуляции меня не пугали, наоборот, мне было крайне интересно смотреть за происходящим «действом» в процедурном кабинете.

Но в какой-то момент я понял, что музыка увлекает меня сильнее, чем хирургия. Все началось с занятий в детском саду, на которых педагог играла на пианино. Я, затаив дыхание, располагался рядом с инструментом и вслушивался в прекрасные звуки, которые наполняли аудиторию.

Пианино было у моей бабушки. Всякий раз, проходя мимо инструмента, я нажимал наугад клавиши, и эти действия приводили меня в неописуемый восторг. Гуляя во дворе, я находил прямоугольную доску и начинал давить на нее всеми пальцами, имитируя игру на фортепиано. Родители, видя эту картину, поняли, что меня нужно срочно определять в музыкальную школу.

После прослушивания меня отдали учиться на скрипке из-за приличного слуха. Бабушка и дедушка вручили мне по этому случаю замечательную книгу «Там, где музыка живет». Подарок оказался особенным, так как на нем есть уникальная надпись: «Кузьме Бодрову — будущему композитору». Мне в тот момент было 6 лет, я еще не сочинял музыку, но бабушка и дедушка оказались провидцами в плане определения моей будущей профессии.

Я до сих пор не могу понять, как они смогли рассмотреть во мне способности к сочинению музыки, ведь первые нотные тексты я написал много позже, когда мне исполнилось 12 лет.

— Приехав из Бишкека поступать в Московскую консерваторию, вы подали заявление в класс композитора Александра Чайковского. Что повлияло на ваше решение?

— Для музыкантов, как, впрочем, и для представителей других творческих профессий очень важно встретить «своего» учителя. Не всем выпадает такое счастье. Мне повезло, причем дважды. В Киргизии в консерватории я занимался композицией с Муратбеком Бегалиевым, основателем и бессменным ректором Киргизской национальной консерватории. Наша первая встреча оказалась запоминающейся во всех отношениях. Мне на тот момент было 15 лет.

Движимый юношеским максимализмом, я пришел в класс профессора и с порога сказал, что хочу учиться только у него. Мастер сначала опешил, увидев напористого молодого человека, но в итоге не смог мне отказать.

На уроках Бегалиев не только посвящал меня в тонкости композиции, но и много рассказывал о Московской консерватории, которую он окончил. Когда я приехал поступать в этот столичный вуз, то на экзамене увидел композитора Александра Чайковского. Я слышал его сочинения в исполнении оркестра Юрия Башмета, выступавшего с концертами в Бишкеке. Но я никак не предполагал, что увижу автора понравившейся мне музыки в стенах Московской консерватории!

ЧИТАТЬ  Роспотребнадзор назвал частую причину ослабления иммунитета к COVID-19

Встреча с Александром Владимировичем произвела на меня магическое впечатление. Его харизма, располагающий к себе взгляд убедили меня, что я должен учиться только у Чайковского, никаких других вариантов я не допускал. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с этим великим мастером, потому как все мои композиторские успехи так или иначе связаны с ним.

Александр Владимирович направлял меня и в творчестве, и в жизни — он что-то ненавязчиво подсказывал во время работы с той или иной партитурой, в моменты сомнений давал рекомендации, которые меня окрыляли, советовал, как нужно общаться с музыкантами, наконец, он познакомил меня с известными деятелями искусства. Он, по сути, помог мне найти дорогу, по которой я до сих пор иду.

Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

— Во время пандемии удалось ли больше время уделить сочинению новой музыки?

— Действительно, во время пандемии из-за отмены многих мероприятий получилось погрузиться в сочинение музыки. В частности, удалось сделать проект для Екатерины Мочаловой, блестящей исполнительницы на домре и мандолине. Я написал для нее концерт для домры с оркестром. В партитуре задействована струнная группа, так как я рассчитываю, что в премьере примут участие «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета.

В самое ближайшее время мы начнем репетировать с Екатериной этот концерт под фортепиано, чтобы почувствовать материал, как говорится, тактильно. В планах написать сочинение для дуэта двух гениальных музыкантов — опять же Екатерины Мочаловой и пианистки Екатерины Мечетиной. Кроме того, во время пандемии удалось реализовать, не побоюсь быть нескромным, грандиозный проект, идейным вдохновителем которого стал маэстро Башмет и продюсер Дмитрий Гринченко. Речь идет о концерте на Мамаевом кургане в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоявшемся в июне. В программу масштабного действа вошли песни военных лет, а также моя музыка, специально написанная к этому мероприятию.

— Вы ранее обмолвились, что пишите музыку к спектаклю Константина Хабенского. Приоткройте завесу тайны?..

— Я знаю, что режиссеры очень не любят, когда их просят рассказать о постановках, которые еще находятся в процессе подготовки. Поскольку в этом проекте я являюсь членом команды, то не хотелось бы нарушать устоявшиеся «правила игры».

Скажу лишь, что музыкальный материал в этом спектакле будет иметь колоссальное значение. Мы с Хабенским работаем, как говорится, в свое удовольствие, и обмениваемся сейчас информацией: Константин мне высылает тексты, а я, в свою очередь, отправляю ему написанные музыкальные куски. Мы делится друг с другом мыслями о том, как музыкальный материал будет ложиться на сюжет. Мы не обременены жесткими временными рамками, поэтому конкретной даты премьеры проекта пока нет.

Композитор Кузьма Бодров: Если бы я не выбрал путь музыканта, то стал бы хирургом

Кузьма Бодров родился в 1980 году в Оше в Киргизии. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. В настоящее время ведет класс композиции в консерватории.

Источник: https://riafan.ru/1373941-kompozitor-kuzma-bodrov-esli-by-ya-ne-vybral-put-muzykanta-to-stal-by-khirurgom

Оцените статью
Ессентуки - новости, факты
Добавить комментарий